Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Мастер-класс «Технологии деятельности руководителя школьного общественного наркологического поста в образовательном учреждении»

 

Мастер-класс проводит: Гражданкина Лариса Валерьевна, к.п.н., доцент кафедры теории и методики воспитания АКИПКРО.

Мастер класс проводится с 28.05.2010-5.06.2010

Наркомания - явление преимущественно молодежное, ввиду того, что начало употребления наркотиков приходится на подростковый, а иногда и младший школьный возраст. Профилактика наркомании, воздействие на наркотизм как общественное явление наиболее эффективны через деятельность общественного наркологического поста в образовательном учреждении, когда ребенок находится в пределах компетенции руководителя и педагогов-членов общественного наркологического поста, учителей и родителей.

Среди факторов риска по формированию наркозависимости одно из важных мест занимает комплекс факторов, реализующихся в ходе посещения ребенком школы и других образовательных учреждений. Ребенок проводит в образовательном учреждении несколько часов ежедневно, там он становится членом микрогруппы сверстников, осваивает основы социального взаимодействия. Кроме того, образовательное учреждение - своего рода «первый рубеж антинаркотической обороны» - именно здесь ребенок вправе рассчитывать на помощь и защиту со стороны специалистов.

Целью антинаркотической деятельности руководителей школьного общественного наркологического поста является компетентная организация и проведение педагогической профилактики наркомании среди детей и подростков.

Эффективными технологиями в деятельности школьного общественного наркологического поста в образовательном учреждении являются технологии психолого-педагогического сопровождения профилактической деятельности ОУ - тренинги, ролевые игры, групповые упражнения. Особую актуальность занимают тренинговые методы первичной профилактики наркозависимости в группах риска, цель которых - максимально нивелировать воздействие всего комплекса или отдельных факторов риска формирования наркозависимости. Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости - разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных. Для подростков значимо мнение не медицинских экспертов, но их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Наиболее эффективным методом профилактической работы являются в указанном контексте именно тренинговые занятия.

Технологии ролевых игр могут быть использованы как при освоении и отработке позитивных поведенческих навыков у учащихся (выбор, принятие решения, конструктивное общение, сопротивление внешнему давлению), так и эффективных поведенческих схем в ситуациях наркотического заражения. Проигрывание вариантов отказа от провоцирующего предложения способствует формированию у детей определенных поведенческих стереотипов, которые реально способны выполнить функцию внутрен­него антинаркотического барьера.

Результативность деятельности школьного общественного наркологического поста обеспечивает мониторинг. Мониторинг (с англ. Monitoring - контроль, наблюдение, отслеживание) в педагогическую науку пришло из социологии и экологии. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. В социологии мониторинг используется для определения небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной сферы, сравнения повторных замеров с базовыми и нормативными показателями.

В теории социального управления мониторинг рассматривается как механизм контроля и слежения за качеством образования. А.С. Белкин «образовательный мониторинг» раскрывает как процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения. А.Н. Майоров мониторинг характеризует как систему сбора, хранения, обработки и распространения информации об образовательной системе или ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

В процессе мониторинга выявляются тенденции в развитии системы образования, соотнесение во времени, а также последствия принимаемых решений. Иначе, в рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.

Мониторинг в деятельности школьных общественных наркопостов (наркопост) необходим, так как в данном направлении важен простой и четкий механизм отслеживания эффективности данной деятельности. Мониторинг в деятельности школьных общественных наркопостов нужен разным категориям работников сферы образования: органам управления образованием, специалистам, которые осуществляют деятельность в школьных общественных наркопостах, контроль и ресурсное обеспечение процесса профилактики наркомании в ОУ.

Центральная проблема для мониторинга деятельности школьных общественных наркологических постов обусловлена возникшим к настоящему времени противоречием между необходимостью формирования мониторинговой системы в профилактике злоупотреблений психоактивными веществами среди детей и подростков в ОУ и недостаточной разработанностью данного вопроса в ОУ Алтайского края.

Объектом мониторинга являются субъекты ОУ.

Предмет мониторинга - формирование системы диагностических процедур в деятельности наркопостов.

Цель мониторинга - изучение деятельности школьного общественного наркопоста в профилактике наркомании. Изучение необходимо не для того, чтобы сравнивать работу наркопостов ОУ, а для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации профилактики работы школьных общественных наркопостов, анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт.

Задачи мониторинга деятельности наркопоста в ОУ:

- непрерывное наблюдение за динамикой профилактической деятельности;

- предупреждение негативных тенденций в среде учащихся;

- оценка эффективности деятельности наркопостов ОУ.

В целях организации планомерной, последовательной и систематической деятельности в данном направлении предлагается этот мастер-класс.

Цель мастер-класса: представить технологии деятельности руководителя школьного общественного наркологического поста в ОУ: технологии психолого-педагогического сопровождения профилактической деятельности ОУ (тренинги, ролевые игры, групповые упражнения); мониторинг результативности деятельности школьного общественного наркопоста.

Мастер-класс посвящен вопросам эффективности деятельности наркопостов, формирования и совершенствования мотивационно-ценностно-целевых, организационно-управленческих и рефлексивно-аналитических компетенций.

Мы предлагаем для обсуждения следующие вопросы:

  • Какие технологии в деятельности Вашего школьного общественного наркологического поста наиболее эффективны?
  • Какие цели первичной профилактики наркозависимости Вами выделяяются в начальной, средней и старшей школе?
  • Какие факторы могут влиять на определение инструментария в мониторинговом исследовании результативности деятельности школьного общественного наркологического поста?

На мастер-класс представлены следующие материалы:

  • Тренинговые методы первичной профилактики наркозависимости в группах риска (файл).
  • Ролевые игры в практике профилактики наркомании среди молодежи (файл).
  • Психокоррекционные методы первичной профилактики наркозависимости в группах риска (файл).
  • Организация мониторинга результативности деятельности школьного общественного наркопоста (файл).
  • Правила составления инструментария мониторинговых исследований (файл).
  • Выявление подростков групп риска скриннинговым методом (файл).
  • Система мероприятий по первичной профилактике наркозависимости в начальных, средних и старших классах (файл).

На мастер-класс представлены следующие задания:

  • Выделите стандартные блоки для психокоррекции у подростков группы риска в первичной профилактике наркозависимости в Вашем ОУ?
  • Спроектируйте фрагмент программы мониторинга повышения эффективности профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся в Вашем ОУ. Выберите объект мониторинга, сформулируйте один критерий и не более трех показателей. Пользуясь приведенной ниже схемой организационого плана мониторинга, пропишите фрагмент программы мониторинга качества работы по данному показателю.

Цель мониторинга

критерий показатель метод средства периодичность исполнитель форма представления результата

 

 

 

 

Результаты выполненных заданий Вам необходимо выставить в сетевом сообществе руководителей и членов школьных общественных наркопостов в разделе «Материалы участников курсов» отдельным именным файлом не позднее 7 июня 2010 года.

Творческих Вам успехов! 

Комментарии  

# Guest 19.05.2010 02:35
Уважаемые коллеги!

Мы предлагаем для обсуждения следующие вопросы:

Какие технологии в деятельности Вашего школьного общественного наркологическог о поста наиболее эффективны?

Какие цели первичной профилактики наркозависимост и Вами выделяяются в начальной, средней и старшей школе?

Какие факторы могут влиять на определение инструментария в мониторинговом исследовании результативност и деятельности школьного общественного наркологическог о поста?
# Guest 02.06.2010 05:03
Цель профилактики в средних классах — закрепление навыков ЗОЖ, предоставление информации о влиянии вредных привычек на человека; формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их применению; формирование ответственности за свое поведение; формирование мотивации на эффективное социально-психо логическое и физическое развитие.
# Guest 02.06.2010 05:05
1.(Начало комментария)
Наиболее эффективными технологиями в работе Наркопоста нашего ОУ являются: технология сотрудничества и проектная деятельность (социальное проектирование) .
Цели первичной профилактики на различных ступенях обучения будут отличными. В начальной школе – это создание условий для формирования у учащихся понятия о здоровом образе жизни как идеальном и единственно правильном и о его преимуществах; привитие и закрепление навыков, необходимых для жизни без психоактивных веществ (уметь занимать правильную позицию при при разрешении конфликтов, уметь выражать свои чувства и устанавливать межличностные контакты, уметь сказать "НЕТ" и т. п.)
# Guest 02.06.2010 05:07
2. (Продолжение) Цель профилактики в средних классах — закрепление навыков ЗОЖ, предоставление информации о влиянии вредных привычек на человека; формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их применению; формирование ответственности за свое поведение; формирование мотивации на эффективное социально-психо логическое и физическое развитие.
В старших классах целью является предотвращение употребления ПАВ старшими подростками; закрепление позитивного отношения подростков к ЗОЖ; формирование навыков социальной компетенции; воспитание у старших подростков желания и умения пропагандироват ь здоровый образ жизни в среде сверстников.
Выбор инструментов мониторинга будет зависеть от цели мониторинга; критериев оценивания; уровня компетенции специалистов, проводящих исследования; технических возможностей ОУ; соблюдения принципов организации мониторинга (непрерывность, научность, воспитательная целесообразност ь, преемственность и т.д.)
# Наталья Геннадьевна Шакуля 05.06.2010 16:46
Цели первичной профилактики на начальной, средней и старшей ступенях отличаются друг от друга, но в то же время объединены одной общей целью: формирование у детей здорового образа жизни.
На начальной ступени целью является адаптация учащихся в школе.В среднем звене цель первичной профилактики наркозависимост и - предотвращение употребления подростками ПАВ.В старшей школе - предотвращение употребления, распространения ПАВ старшеклассника ми, формирование у подростков желания, способности пропагандироват ь здоровый образ жизни среди школьников.
# Наталья Геннадьевна Шакуля 05.06.2010 17:00
В деятельности школьного наркопоста наиболее эффективными технологиями являются тренинговые методы первичной профилактики наркозависимост и в группах риска и технологии ролевых игр.
# Guest 06.06.2010 09:39
В работе нашей школы по профилактике употребления ПАВ наиболее успешно используются технология ролевых игр и технология сотрудничества.
# Guest 06.06.2010 09:54
Цель первичной профилактики в начальной школе - адаптация учащихся, формирование здорового образа жизни.
Цель в средних классах - закрепление навыков здорового образа жизни,формирова ние потребности ведения социально значимой деятельности. предотвращение употребления ПАВ.
Цель в старших класса - формирование желания и умения вести и пропагандироват ь здоровый образ жизни. Согласна с коллегой Мариной Веремеенко, что выбор инструментов мониторинга зависит от цели мониторинга; критериев оценивания; наличия и компетенции специалистов, проводящих исследования.
# Guest 07.06.2010 05:50
Целями первичной профилактическо й деятельности школы являются в начальных классах - профилактика здорового образа жизни и формирование бережного отношения к своему здоровью, в средних классах добавляем формирование личной ответственности за свое поведение, негативное отношение к курению и алкоголизму, а в старших - формируем отрицательное отношени молодежи к ПАВ и вовлекаем в качестве организаторов при проведении мероприятий пропагандирующи х здоровый образ жизни.
Ученики профильных классов "Школа кадров резерва МВД" в нашей школе являются активными помощниками педагогов.
# Guest 07.06.2010 06:13
Наиболее эффективными технологиями в деятельности школьного наркопоста являются интерактивные подходы: творческие задания, работа в малых группах, использование общественных ресурсов, социальное проектирование (проект "Помоги обществу - спаси себя!",разработ анный в пришкольном ДООЛ "Веселый" в июне 2009 года, отмечен дипломом 2 степени краевого конкурса "Алтайские каникулы - 2009").
Также используем проблемные технологии. Учим находить решения самостоятельно или в группах.
# Марина Николаевна Веремеенко 10.06.2010 06:22
Вопрос организации мониторинга результативност и деятельности наркопоста очень актуален. Большое спасибо руководителю мастер-класса Гражданкиной Ларисе Валерьевне за предоставленные для изучения материалы и коллегам - участникам курсов за общение в форуме.
С уважением, Веремеенко М.Н.
# Guest 10.06.2010 06:24
В нашей школе по профилактике ПАВ наиболее успешно используются тренинговые методы, творческие задания в малых группах и технологии ролевых игр.
# Татьяна Егоровна Филатова 15.06.2010 05:09
1. Эффективна работа по программе "Полезные привычки, навыки, полезный выбор. По этой программе работаем уже несколько лет.
2. Взаимодействие с общественной городской организацией "Мост"
# Guest 15.06.2010 07:53
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Согласна с тем, что цель профилактики наркозавизимост и для всех разновозрастных групп одна: выработать у ребенка привычку к здоровому образу жизни. Для учащихся начальной школы у нас определена следующая цель: способствовать созданию условий для формирования у чащихся негативного отношения к вредным привычка. Для учащихся среднего звена:: создание условий для формирования первичных знаний о вреде употребления алкоголя, наркотиков, а также умения пртивостоять негативным явлениям и предложениям.
# Guest 15.06.2010 08:01
ПРОДОЛЖЕНИЕ. В старших класс: создание условий для формирования ЗОЖ, правильного социального поведения. Наиболее эффективны технологии тренинга, ролевой игры, интерактивных занятий. На выбор инструментария для мониторинга могут влиять возрастные особенности учащихся, принадлежности их к определенным группам и, конечно, цели мониторинга.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.